Как провести экскурсию, которая понравится всем

Под словом «экскурсия» скрывается вовсе не нудное передвижение по музею за старушкой-куратором и выслушивание полуторачасовой лекции о том, что вам вовсе неинтересно. Есть много способов развлечь посетителей и вызвать у них живой интерес. Специально от «Твоей Параллели» — ТОП-4 необычных способов провести экскурсию.

«Я ничего не вижу»
У человека пять основных органов восприятия мира, но в музее он пользуется только слухом и зрением. Завяжите экскурсантам глаза! Конечно же, результат во многом будет зависеть от мастерства экскурсовода рассказывать. Необходимо так описать объект, чтобы его объемный образ вставал перед глазами.

Недавно подобная экскурсия прошла в Пушкинском музее в Москве. Обескураженные посетители первое время с трудом ориентировались и попеременно натыкались на предметы, но после привыкли и полностью сосредоточили внимание на экскурсии.

Трудная задача
Нередко случается так, что вся информация, которую дал экскурсовод, забывается, стоит только выйти за порог. Чтобы избежать этого, надо мотивировать людей запоминать. И лучше всего это сделать в игровой форме, например, квесте.

Если экскурсия посвящена истории какого-то определенного здания, можно подготовить несколько тайников. А найти их можно, только используя зашифрованные экскурсоводом подсказки. И полезно, и интересно.

Сюжетная линия
Экскурсии по сюжетам книги отлично подходят всем любителям скоротать вечер в приятной «бумажной» компании. Конечно, не во всех городах можно провести такое мероприятие, но если вы выехали, например, в Санкт-Петербург, у вас есть возможность увидеть этот город под иным углом.

«Преступление и наказание» Достоевского, «Шинель» Гоголя, «Медный всадник» Пушкина – по всем адресам этих литературных шедевров можно устроить отличную экскурсию, разнообразив обычное знакомство с достопримечательностями.

На колесах
Экскурсии нередко проходят на свежем воздухе. Долгие пешие прогулки подчас утомляют. Как этого избежать? Автобусные туры не позволят увидеть все и насладиться видами, а вот велосипедные подарят незабываемые ощущения. К тому же это отличный способ пропаганды здорового образа жизни.

Только у нас экскурсия в галерею уффици по доступным ценам.

Экскурсоводы, не давайте скучайте своим подопечным!

Мыслить яркими образами, которые понятны детям.

Сначала вы сами должны увидеть образ того, о чем рассказываете. Картинка должна быть цветная, подробная и вызывать чувства лично у вас.

Например, садовник Елисеев вырастил в оранжерее для графа Шереметьева землянику в Рождество. Гости – в изумлении, граф в волнении восклицает: “Проси, чего хочешь!”

Очень ярко все себе представляю: и камзол графа, и плетеную корзинку, и снег за окном, мороз до -40 и аромат земляники. Поэтому рассказывать легко. И сами собой рождаются вопросы к детям: “Что случилось дальше, как ты думаешь?” Если картинка яркая, то ребята легко придумывают и погружаются в историю. Куда поехали Елисеевы, когда стали свободны? Что стали делать? Легко им было в Петербурге? А что бы ты стал делать на их месте, будь у тебя 100 рублей? И тут хорошо бы от слов перейти к делу.

Найдите вещь, деталь, которая характеризует вашего героя, историю.

Проще, конечно, воспользоваться иллюстрацией, картинкой, фотографией. Но лучше всего найти вещь, которую можно потрогать, понюхать, отгадать загадку связанную с ней. Например, с купцами Елисеевыми я даю ребятам апельсин, на нем гвоздикой выложены буквы фамилии. Буквы разбросаны и из них надо составить слово (апельсинами Елисеев стал торговать на Невском проспекте).

Рассказывая про Петра I, люблю давать детям карту местности Петербурга XVIII века и предлагаю проложить примерный план города (это для детей постарше, конечно). Когда идём в Фотосалон – даю фотографию и предлагаю найти точку, с которой она была сделана. В Летнем саду предлагаю ребятам самостоятельно вылепить некоторые из скульптур. Все, что дети потрогали, приложили усилия к разгадке – запомнится им надолго.

Непросто найти то, что попадает, как говорится, в десяточку, но сам процесс того стоит! Лично для меня – это самое интересное в экскурсии: процесс поиска той самой исторической детали.

Лучше меньше, но лучше.

Дети даты не запоминают, особенно когда стоят, слушают даже самые интересные истории от силы минут 5-7. Поэтому весь исторический рассказ надо уложить в 15-20 минут, а всю экскурсию в 1,5 часа максимум.

И после такого погружения оставлять у детей желание узнать больше, но уже самостоятельно. Не так, “что я тебе всё рассказал, а вот ещё вспомнил, послушай меня внимательно”. Нет! Наполните ваше общение диалогом, поиском, пробежками, фотографированием и открытиями мест.

Поощрение, приз, вкусняшка в конце исторической прогулки.

После экскурсии мы идём обедать, ужинать или полдничать. Очень здорово, если еда, которую вы предложите ребятам, будет иметь отношение к сегодняшней прогулке. Пусть не вся, но опять же деталь запомнится надолго и сделает трапезу “исторической” и увлекательной. И даже если вы чувствуете, что дети устали от исторической информации, можно просто сказать, что наш герой любил именно это.

Если у вас мальчишки и вы побывали в музее Суворова, то съесть гречневую кашу и щи в хлебе – это прямо обязательно. А если вашими героями стали императоры – возьмите с собой кружевную салфетку и парочку фарфоровых тарелочек. Даже в военных походах императоры кушали просто, но всегда с серебром и на фарфоре. И этот день станет особым.

И последнее, моё любимое: легко забыть, все что вам говорят и всё, что показывают, но мы никогда не забудем атмосферу, когда нам хорошо.

Атмосфера создаётся вашим увлечением, интересом и желанием поделиться открытиями! Не “мои дети должны знать историю города, в котором живут”, а – “Ого, оказывается, первый трамвай пошёл по льду Невы, а первый поезд имел такую же скорость, как и сегодняшние электрички, а загранпаспорт мог выдать старший дворник”. И таких открытий множество.

Удивляйтесь, играйте, открывайте историю вместе с детьми! Любовь к городу она внутри нас, и ребенок все чувствует и понимает, просто говорить об этой любви надо творчески. К взрослым экскурсиям у меня примерно такой же подход. И пусть это не всегда понимают коллеги по цеху, но разбудить внутреннего ребёнка в серьёзном взрослом – это очень увлекательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *